Язык программирования C


Форматный ввод - функция SCANF


Осуществляющая ввод функция scanf является аналогом printf и позволяет проводить в обратном направлении многие из тех же самых преобразований. функция

scanf(control, arg1, arg2, ...)

читает символы из стандартного ввода, интерпретирует их в соответствии с форматом, указанном в аргументе control, и помещает результаты в остальные аргументы. Управляющий аргумент описывается ниже; другие аргументы, каждый из которых должен быть указателем, определяют, куда следует поместить соответствующим образом преобразованный ввод.

Управляющая строка обычно содержит спецификации преобразования, которые используются для непосредственной интерпретации входных последовательностей. Управляющая строка может содержать:

  • пробелы, табуляции или символы новой строки ("символы пустых промежутков"), которые игнорируются.
  • Обычные символы (не %), которые предполагаются совпадающими со следующими отличными от символов пустых промежутков символами входного потока.
  • Спецификации преобразования, состоящие из символа %, необязательного символа подавления присваивания *, необязательного числа, задающего максимальную ширину поля и символа преобразования.

Спецификация преобразования управляет преобразованием следующего поля ввода. Нормально результат помещается в переменную, которая указывается соответствующим аргументом. Если, однако , с помощью символа * указано подавление присваивания, то это поле ввода просто пропускается и никакого присваивания не производится. Поле ввода определяется как строка символов, которые отличны от символов простых промежутков; оно продолжается либо до следующего символа пустого промежутка, либо пока не будет исчерпана ширина поля, если она указана. Отсюда следует, что при поиске нужного ей ввода, функция scanf будет пересекать границы строк, поскольку символ новой строки входит в число пустых промежутков.

Символ преобразования определяет интерпретацию поля ввода; согласно требованиям основанной на вызове по значению семантики языка "с" соответствующий аргумент должен быть указателем. Допускаются следующие символы преобразования:

  • d - на вводе ожидается десятичное целое; соответствующий аргумент должен быть указателем на целое.
  • o - На вводе ожидается восьмеричное целое (с лидирующим нулем или без него); соответствующий аргумент должен быть указателем на целое.
  • x - На вводе ожидается шестнадцатеричное целое (с лидирующими 0x или без них); соответствующий аргумент должен быть указателем на целое.
  • h - На вводе ожидается целое типа short; соответствующий аргумент должен быть указателем на целое типа short.
  • c - Ожидается отдельный символ; соответствующий аргумент должен быть указателем на символы; следующий вводимый символ помещается в указанное место. Обычный пропуск сим- волов пустых промежутков в этом случае подавляется; для чтения следующего символа, который не является символом пустого промежутка, пользуйтесь спецификацией преобразования %1s.
  • s - Ожидается символьная строка; соответствующий аргумент должен быть указателем символов, который указывает на массив символов, который достаточно велик для принятия строки и добавляемого в конце символа \0.
  • f - Ожидается число с плавающей точкой; соответствующий аргумент должен быть указателем на переменную типа float.
  • Е - символ преобразования e является синонимом для f. Формат ввода переменной типа float включает необязательный знак, строку цифр, возможно содержащую десятичную точку и необязательное поле экспоненты, состоящее из буквы e, за которой следует целое, возможно имеющее знак.


Перед символами преобразования d, o и x может стоять l, которая означает , что в списке аргументов должен находиться указатель на переменную типа long, а не типа int. Аналогично, буква l может стоять перед символами преобразования e или f, говоря о том, что в списке аргументов должен находиться указатель на переменную типа double, а не типа float.

Например, обращение

int i; float x; char name[50]; scanf("%d %f %s", &i, &x, name);

со строкой на вводе

25 54.32e-1 thompson

приводит к присваиванию i значения 25, x - значения 5.432 и name - строки "thompson", надлежащим образом законченной символом \0. эти три поля ввода можно разделить столькими пробелами, табуляциями и символами новых строк, сколько вы пожелаете. Обращение

int i; float x; char name[50]; scanf("%2d %f %*d %2s", &i, &x, name);

с вводом

56789 0123 45a72

присвоит i значение 56, x - 789.0, пропустит 0123 и поместит в name строку "45". При следующем обращении к любой процедуре ввода рассмотрение начнется с буквы a. В этих двух примерах name является указателем и, следовательно, перед ним не нужно помещать знак &.

В качестве другого примера перепишем теперь элементарный калькулятор из лекции №4, используя для преобразования ввода функцию scanf:

#include <stdio.h> main() /* rudimentary desk calculator */ { double sum, v; sum =0; while (scanf("%lf", &v) !=EOF) printf("\t%.2f\n", sum += v); }

выполнение функции scanf заканчивается либо тогда, когда она исчерпывает свою управляющую строку, либо когда некоторый элемент ввода не совпадает с управляющей спецификацией. В качестве своего значения она возвращает число правильно совпадающих и присвоенных элементов ввода. Это число может быть использовано для определения количества найденных элементов ввода. При выходе на конец файла возвращается EOF; подчеркнем, что это значение отлично от 0, что следующий вводимый символ не удовлетворяет первой спецификации в управляющей строке. При следующем обращении к scanf поиск возобновляется непосредственно за последним введенным символом.

Заключительное предостережение: аргументы функции scanf должны быть указателями. Несомненно наиболее распространенная ошибка состоит в написании


Содержание раздела